МВ(с)ОУ
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5"
г. Новокузнецк
Кузнецкий рабочий 22 сентября 2005 года
Пусть Совет вспомнит о своей роли в жизни города
«Видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные».
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Иван Пересветов прав в главном: городу нужна позарез полноценная представительная власть. Эта власть должна быть самодостаточна и равновесна власти исполнительной, а не состоять при последней. Такой власти сегодня в городе нет.
Наш Совет народных депутатов, укрытый за постом милицейской охраны в нескольких кабинетах в здании городской администрации и играющий роль команды сочувствующих болельщиков и плакальщиков по нашему хронически недостаточному бюджету, на эту роль не тянет. И дело не в депутатах. А в юридическом положении Совета, которое было нам предложено и с которым мы, горожане согласились.
Городской власти, городу и нам, горожанам, нужны именно симметрия и равновесность во взаимоотношениях обеих ветвей власти. Та и другая – основные созидательные ветви власти. Они должны быть взаимной опорой друг друга. А опираться можно, как известно, только на то, что оказывает сопротивление.
Взаимная опора и взаимная сопротивляемость должны создать постоянное рабочее напряжение во взаимоотношениях между обеими ветвями власти, и это внутреннее напряжение усилит власть города в целом, не давая расслабляться ни одному из бюрократических винтиков, призванных с максимальной эффективностью проводить в жизнь решения, принимаемые городской властью, и не давая депутатам дремать от одного бюджетного голосования до другого.
Коротко определив для себя, какие изменения в городской власти нам крайне желательны, надо подумать и о рычагах, без которых представительная ветвь, несмотря на все наши потуги, останется «золушкой», малозаметной среди многочисленных комитетов, управлений и служб горадминистрации. Совершенно прав Иван Пересветов, предлагая переподчинить комитет городского контроля Совету народных депутатов.
Подобно тому, как, избиратель доверяет главе города формирование чиновничьего аппарата, он должен доверить Совету формирование комитета городского контроля.
Подобно тому, как, избирая главу города, избиратель поручает ему управление всей городской жизнью, горожанин, избирая Горсовет, должен поручать ему полный контроль за деятельностью управленцев, назначенных главой.
Разумеется, деятельность КГК должна планироваться Советом, а его отчеты публиковаться.
Для изучения отдельных, специальных или специфических вопросов Совет должен иметь право создавать рабочие комиссии с привлечением специалистов со стороны.
Слушания ответственных сотрудников администрации города и районов (всех, за исключением главы, отчитывающегося пере избирателем), работа КГК и рабочих комиссий в городской и районных администрациях должны регулярно публиковаться в наиболее читаемых печатных и электронных СМИ.
Власть касается каждого из нас. Мы – ее источник. Мы ее содержим. Это публичная сфера деятельности. Поэтому она обязана быть гласной, прозрачной, транспарентной. В том числе, и в первую очередь, в части, касающейся принимаемых ею решений о расходовании бюджетных средств. Народным избранникам должны быть также подконтрольны естественные монополии городского масштаба (независимо от форм собственности), производящие услуги или поставляющие продукцию повседневного спроса в части, касающейся ценообразования этих продуктов и услуг. Кроме того, наша власть должна быть амбициозной и корректировать свои отношения с областной властью исходя из своей роли в наполнении областного бюджета, а с городским бизнесом – из своих властных возможностей.
При этом гласность власти представительной должна существенно отличаться от гласности власти исполнительной. Если «Вестник администрации» (ныне газета «Новокузнецк») может ограничиться публикацией очередного распоряжения главы города с указанием номера и даты, то предполагаемый (необходимый для полумиллионного города!) «Вестник Совета народных депутатов» обязан выражать гражданскую позицию народных избранников по поводу принимаемого решения с обоснованием его целесообразности или с изложением своего видения решения поставленного вопроса. Депутатом не может быть человек, которому нечего сказать избирателю по вопросу, который касается избирателя.
С таким повышением статуса Горсовета нам не придется, как нашему президенту, придумывать в дополнение к существующей Госдуме еще и некую общественную палату. Совет, расположенный, разумеется, в отдельном от администрации здании, станет естественным центром формирования общественного мнения горожан по насущным вопросам жизни города, каковую функцию пытается исполнять небольшая группа гражданственно настроенных журналистов и совсем малая часть городских СМИ. Совет станет центром притяжения инициатив граждан, общественных и политических организаций (вот вам и готовая, естественным образом сформированная общественная палата!) Также в будущем Доме Советов должны расположиться общественные приемные всех городских, областных депутатов и Госдумы, приемные губернатора и Полномочного представителя президента РФ. Средства на их содержание можно сэкономить за счет избыточных административных структур.
Разумеется, потребуется известное обновление депутатского корпуса. Во-первых, власть любого уровня – это всегда область борьбы, и не всегда бескровной, и депутат – не дипломат, а борец. Во-вторых, надо иметь гражданское мужество, чтобы быть народным депутатом в эпоху чудовищного (не в разы, а на порядки!) расслоения населения города по уровню доступности к материальным благам. Можно быть порядочным человеком и достойным гражданином, но если при этом иметь привычку стоять перед начальством «коленками назад», то в депутаты лучше не ходить.
Горожанин, придавленный каждодневными заботами, прочтет, махнет рукой и скажет: «Чего там выдумывать, кого захотят, того и выберут!» И будет прав в том смысле, что где-то кто-то какие-то списки уже прикидывает.
Но он будет и не прав. Город наш не так велик, чтобы мы, горожане, не знали, кто есть кто, кто чем занимается, кто на что способен. Мы, к сожалению, слишком часто считаем, что от нас ничего не зависит. Думаем, что история страны, города – это некий объективный процесс, от нашего участия или неучастия не зависящий. И – заблуждаемся. Вся история – и страны и города – не просто зависит, она сплетена из наших поступков, из мыслей, мнений, убеждений и из поведения на выборах органов власти в том числе.
В этих размышлениях ничего нового нет. Это идея советской власти, только очищенной от партийного руководства. У нас разные убеждения, но у нас одна на всех история, одна страна и один город. Советская эпоха, наиболее созидательная во всей российской истории – наиболее актуальная ее часть. Советская власть – такая же наша отечественная политическая классика, как, скажем, время Иоанна Грозного или Александра Благословенного. Никто еще не доказал, что идея демократии советской хоть в чем-то уступает любому варианту демократии западной.
Я понимаю, что враз всего решить нельзя. Но надо видеть цель и идти к ней.
Юрий Алябьев