МВ(с)ОУ
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5"
г. Новокузнецк
Еженедельник Франт № 46 15 ноября 2007 года
Сага о призыве
Осенний призыв в Вооруженные силы так же традиционен, как осенние свадьбы.
Что тут может быть нового, интересного? Нужно, казалось бы, всего лишь постепенно улучшать качество призывного контингента, повышать привлекательность военной службы – и всё будет в порядке. Тем более, что и страна, и ее армия больше не нищенствуют, как в начале девяностых. Но годы идут, а проблемы, связанные с призывниками и их здоровьем, отсрочками и уклонениями от службы, остаются нерешенными и нерешаемыми. А призыв в армию никто не отменял и отменять не собирается.
Об отсрочках
Сравнительно недавно, в 1994-м году, МО имело право «брать» 27 процентов молодежи призывного возраста. Но в ту пору в высших кругах либерально-демократической общественности господствовало настроение, которое можно выразить так: «Да кто на нас собирается нападать?» Это довело армию до положения попрошайки, а количество отсрочек от военной службы – до запредельного уровня, при котором сегодня МО имеет право призывать не более 9 процентов от общего числа молодежи призывного возраста. Остальные либо имеют право на отсрочку, либо освобождены от призыва.
Какими же важными делами заняты остающиеся в неприкосновенности 90 процентов граждан призывного возраста? Не будем брать в расчет не вполне здоровых ребят, их число достигает, к сожалению, 40-50 процентов от общего количества. Но в вузах страны обучаются около 1 млн. 300 тыс. молодых людей призывного возраста. Это 70 процентов от общего числа 18-27 летних. При этом, по данным Минобрнауки, не менее 50 процентов будущих выпускников как специалисты экономикой страны не востребованы, особенно те, чье образование не инструментально – менеджеры, маркетологи и т.п.
Для нашей страны, стоящей на краю очередной демографической ямы и распологающей при этом 30 процентами мировых природных ресурсов, 15 процентами сухопутной территории Земли и всего лишь 2 процентами населения, имеющей неспокойные границы и непредсказуемых соседей на Западе, - ситуация, мягко говоря, нелепая.
С одной стороны – армия наиболее здоровых и образованных парней, выстаивающих по пять лет за ничего не стоящими дипломами. С другой – отсутствие у государства и его военного ведомства политической и административной воли на укомплектование своих Вооруженных сил пополнением должного качества и в достаточном количестве, которое нужно делать два раза в год (по 150-160 тысяч человек). Господа правозащитники возопят тут же о нарушении прав человека. Но человек может реализовывать свои права на свободу только в суверенном, свободном государстве. А единственным гарантом свободы и суверенитета Государства Российского являются его Вооруженные силы.
А что в Новокузнецке?
С одной стороны, наши юноши в подавляющем большинстве считают, что служить надо. Говорю это уверенно, поскольку со старшеклассниками ежегодно общаюсь на военно-полевых сборах. С другой, ситуация как и по всей стране – из 1200-1400 молодых людей, достигающих призывного возраста (на примере военного комиссариата Центрального и Куйбышевского районов), добрая половина бракуется медкомиссией. Причём речь идет не только о врожденных паталогиях, но и о заболеваниях, возникших на фоне общего физического недоразвития. В большинстве школ физвоспитание опущено «ниже плинтуса» (отрадное исключение 111-й лицей – три часа физподготовки в неделю), а компьютерная близорукость – у четверти допризывников.
Плюс к этому в военкомате сотни (!!!) папок с делами по розыску лиц, уклоняющихся от получения повесток годами. Я держал в руках одно из таких дел: в нем несколько десятков писем, ответов, объяснений – со стороны сотрудников комиссариата и милиции, родственников – и все о причинах невозможности призвать парня в армию. Розыскное дело толще личного дела призывника раза в три. Но к уголовной ответственности «уклониста» привлечь практически невозможно, родители – мы с вами – как бы в стороне, от милиции помощи – никакой. Бывают дни, когда все сотрудники военкомата расходятся по адресам «уклонистов», чтобы обеспечить выполнение наряда (всего-то 115-120 человек на два района).
С 1-го января 2008 года мы переходим на одногодичный срок службы, число призывников увеличится раза в два. Понятно, что количество отсрочек будет сокращено. Наверное, ужесточится и персональный спрос за неявку по повестке.
Нужны позитивные меры
Молодежи можно и должно помочь найти достойное место в строю защитников Отечества, изменить отношение к службе, причем без дополнительных расходов из федерального бюджета. Достаточно вспомнить российский опыт.
Есть, правда одно «но»… Армии нужны правильные парни. Она не терпит избалованных, ленивых, эгоистичных чистоплюев. Если ваш сын никогда не мыл ни пола, ни посуды, если он с презрением относится не только к черновой работе, но и к труду вообще, если он с легкостью впадает то в агрессию, то в истерию, если выкормлен и выращен, но не воспитан, то есть не приучен ни к послушанию, ни к терпению, - ему в армии делать нечего. Ибо бесполезно ждать яблок от березы, даже если ухаживать за ней с тройным усердием.
Тогда нужно узаконить откуп от службы. Но таким «откупникам» должны быть «заказаны» любые государственные и муниципальные службы. В заключение напомним великого Макиавелли: «Пока крепки были устои Древнего Рима, там не было солдат, для которых война стала бы ремеслом. Поэтому в войске мало было негодных людей». С одной стороны, высокое воинское мастерство не заменяет беззаветной юношеской отваги. Армии нужен сплав первого и второго. С другой – нам не нужны ни новые стрельцы, ни новые преторианцы.
Наши матери, в муках рожая нас, подчас не только рискуют, но и жертвуют здоровьем и даже жизнью. Кто же может нас, русских мужчин, освободить от обязанности быть защитником и воином своей великой матери – России? Мы должны помнить: жизнеспособность государства определяется готовностью его граждан проливать за него кровь – не только чужую, но и свою.
Опыт прошлого
Пётр Великий при создании армии учел, что в огромной малонаселенной стране чувство землячества является первой ступенью патриотизма.
Он укомплектовал полки рекрутами-земляками. Помимо строевого номера полки получали наименования по формирующим их губерниям – 15-й пехотный Московский, 31-й гренадерский Киевский и т.д. Губернаторы, а вслед за ними купечество и дворянство, оказывали шефскую помощь частям, почитая это!
Почему не повторить опыт шефства регионов над частями и кораблями, укомплектованными нашими детьми и внуками? Прекрасный пример – шефство нашего губернатора Амана Тулеева над АПЛ «Кузбасс».
Если разделить части и соединения ВС РФ, на девять десятков российских регионов, то в среднем получится полдивизии на регион. Разве трудно? А в итоге…
1. Военкоматы городов и районов станут связующим звеном между региональным и местным органом власти, с одной стороны, и командованием комплектуемой подшефной воинской части – с другой. Они будут иметь полное представление о дислокации, вооружении, уровне материально-бытового обустройства подшефной части, о том, как служится нашим землякам. Материальная помощь подшефным частям от предприятий и предпринимателей изменит скромные материально-бытовые условия жизни солдат. Так к армии вернётся народная забота.
2. Будет нанесен смертельный удар по дедовщине. Редкий забияка посмеет всерьез обидеть земляка. Подшефные части станут предметом деятельной заботы воинских ветеранских общественных организаций. Будет восстановлен действительный и действенный гражданский контроль за жизнью армии (без материнских комитетов и досужих правозащитников).
3. Будет положен конец ничем не оправданной командно-номерной системы отправки новобранцев в армию. Сегодня военкоматы действуют по принципу «отправил – забыл» (так в годы войны формировали маршевые роты). Призывника пугает не служба сама по себе, а неизвестность. Он должен твердо знать, что его место службы и военная профессия зависят не от случая, а от того, как он пройдет медицинскую и мандатную комиссии. Тогда он сам и его родители не станут думать о спасении от армейской службы.
4. И, наконец, мы укомплектуем наши ВС талантливыми контрактниками. Сейчас на эту службу объявлениями зазывают парней с улицы военкоматы. И порой работать в армию идут молодые люди, которые не пригодились на гражданке. Не буду анализировать, что с ними потом происходит. Некоторые, действительно, находят своё место в армии. Я предлагаю не заниматься лотерей юных судеб. Если будет действовать принцип землячества, то ротные командиры, которые общаются с солдатами наиболее полно и тесно, смогут выбирать из числа срочников достойных парней и их рекомендовать в контрактники. А государство, в свою очередь, будет достойно оплачивать их ратный труд.
Еще одно заимствование из опыта Петра. Рекрут, «приговоренный» общиной на службу, получал не только вольную, становясь государевым человеком, но и обязательные 150-200 рублей от общины (сумма для первой четверти XVII века огромная). Думаю, что по успешном и добросовестном окончании срочной службы и наш солдат должен получить «выходное пособие» в размере среднемесячного заработка по стране, помноженного на количество месяцев службы в линейном полку после окончания учебного подразделения, а также быть трудоустроен при желании на старое место работы или иметь возможность поступить вне конкурса в вуз.
Тогда мы все вместе сумеем перейти от постыдного отлова к конкурсному отбору на военную службу. А 365 дней насыщенного воинского труда будут пролетать для наших чад как единый миг.
Справка
Численность Вооруженных сил РФ сегодня составляет около 1 млн. 200 тыс. человек. Из них 600 тысяч – солдаты и сержанты. С учетом последних корректив, внесенных правительством в план укомплектования частей и соединений постоянной боевой готовности солдатами и сержантами на контрактной основе (Постановление от 7.09.07 г.) на этот способ комплектования переводятся до конца текущего года 88 соединений (дивизий и бригад) и частей (полков и отдельных батальонов) Вооруженных сил с численностью солдат и сержантов 125,3 тыс. человек, во внутренних войсках – 9,7 тыс. чел., в пограничных органах ФСБ России – 3,6 тыс. человек, всего по силовым структурам – 137,8 тыс. человек.
Это означает, что не менее 515-520 тысяч человек будут и впредь составлять солдаты и сержанты срочной службы. При этом надо иметь в виду, что по представленной Министерством обороны в Госдуму недавно информации («ВПК № 41 от 30.10.07 г.») «…перевод соединений и частей на контрактную основу сегодня осуществляется крайне напряженно».
В качестве главных причин указаны:
1. Недостаточная привлекательность военной службы;
2. Невысокий уровень стимулирования воинского труда;
3. Низкий социальный статус и материальное положение военнослужащих-контрактников, не позволяющий удерживать их на службе и привлекать в ряды ВС новых контрактников. Хотя «контрактная программа» 2004-2007 гг. уже обошлась казне, то есть нам, налогоплательщикам, в 94,6 млрд. рублей, высший генералитет МО считает, что этого мало.
Юрий Алябьев, полковник РА, ветеран МО